Покорми птиц зимой

              Конспект интегрированного ООД

                     «Покормите птиц зимой!»

                     Воспитатель второй младшей группы Можарова Галина Алексеевна                             

Цель: формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, углубить представление о причинах отлёта птиц; умение сочувствовать, сопереживать зимующим птицам, накормить их; научить выделять их характерные особенности, воспитать осознанно-правильное отношение к природе.

  Задачи: способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.

 Уметь правильно реагировать на проблемы, помогать преодолевать их.

Необходимое оборудование

    Кормушка из фанеры, дидактический материал – разрезанные картинки птиц, заготовки для аппликации, ножницы, коробочка с семенами.

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

2. Введение в тему

А сейчас мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете? (Ответы.) Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелётные.)

Почему же перелётные птицы не могут оставаться в наших краях, а

зимующие – могут?

Как перелётные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь? (Дети высказывают свои предположения). 

- Ближе к осени дни становятся короче

 -Исчезают насекомые – они прячутся  в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев

 -Трава увядает

-Вода в водоёмах, реках замерзает

-Почва покрывается снегом

-Тепла становится все меньше и меньше

3. Беседа о птицах зимой

А) Игра «Отгадай загадку»

Воспитатель:

 А у нас игра сейчас.

Я прочту стихи для вас.

Я начну, а вы кончайте.

Дружно вместе отвечайте.

Вещунья – белобока,

А зовут её …

                         (Сорока)

Жёлтое брюшко у маленькой птички,

А зовут её …

                                (Синичка)

Чёрная, как вар,

Кричит: «Карр!»

                                 (Ворона)

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

                                        (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягоды клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

                                           (Снегирь)

Всю ночь летает.

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать ляжет в дупло.

                                        (Сова)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

                                      (Дятел)

Белый бок, серый бок

Воркует нежно …

                                                 (Голубок)

- Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.

Б) Беседа о внешнем виде птиц

Воспитатель  обращает внимание на кормушку, висящую в группе и на изображения птиц на доске.

- Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку.

- Чем похожи все птицы? (У птиц есть клюв, крылья, перья).

-Чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев).

-А для чего птицам нужны перья?

-Все ли перья у птицы одинаковые?

В крыльях маховые перья – помогают во время полёта.

В хвосте рулевые перья – направляют полёт

Пуховые перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода, от намокания, пересыхания.

Дети вспоминают другие общие признаки и отличия птиц.

Физкультминутка

Снегири летят, крыльями машут.

 Им на месте не сидится,

 Завертелись как волчок ,

Прыг - скок, прыг - скок.

 Полетели пообедать,

 Но кругом лишь снег да снег.

Хорошо, что им кормушку,

 Сделал добрый человек!

 - Молодцы, ребята! Садимся на свои места. 

В) Беседа об образе жизни птиц в зимний период

Воспитатель осторожно направляет беседу в нужное русло.

– Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются.

Какие? (Дети перечисляют и выбирают картинки с изображением птиц.)

-А что произойдёт, если у нас не будет птиц?

-Как мы можем помочь птицам?

-Как мы можем помочь птицам зимой, весной (повесить кормушки, построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)

-Какой зимний месяц самый трудный для птиц? Почему? (Февраль. В феврале вьюги, метели, весь корм уже съеден.)

-В старину февраль ещё называли “снеговеем”.  В народе говорят: у февраля два друга – метель и вьюга. Февраль месяц – дотерпи до весны. В конце зимы все наши пернатые нуждаются в помощи человека. Каждая кормушка, каждая горсть зерна может спасти от гибели не одного пернатого певуна. Ягоды почти уже склевали, от сильного ветра слетают с деревьев оставшиеся семена, под толстым слоем снега нелегко корм добывать, голодному и замерзнуть недолго. При голодании, особенно у мелких птиц, понижается температура и они быстро гибнут, особенно зимой, когда день короток и времени на поиски корма мало.

Вот и тянутся птицы поближе к человеческому жилью, рассчитывают на его доброту, сострадание. Они ждут помощи.

О чём они просят?

4. . Дидактическая игра на закрепление

- Ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям, являются украшением природы, а как они красиво поют! (Дети слушают в аудиозаписи голоса птиц.)

Воспитатель раздает на два ребенка один конверт, а там разрезанная картинка птиц. Дети собирают картинку и называют птицу.

5. Продуктивная деятельность. Аппликация. 

6.  Подвешивание кормушки на участке детского сада.

- Ребята, мы теперь на нашем участке устроим  столовую для птиц.

И мы, ребята, можем   помочь птицам в холодное время года – откроем для них столовую

Повешу на ветку простую кормушку,

В неё положу я печенье и сушку.

Съедят угощенье весёлые птицы

И песнями будут, с нами делится.

- Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?

Воспитатель показывает корма и рассказывают о них:

- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.

- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.

- Семена репейника – основной корм щеглов.

- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

- Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

- Сало и мясо подвешивают на ниточках.

- Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы?

- Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит.

7. Итог

-Чем мы занимались сегодня? О чем говорили?

-Даже если наша жизнь и профессия не будут связаны с природой и птицами – не забывайте о них. Беречь природу – охранять свою жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна.

Использованная литература:

Стих Александр Яшин « Покормите птиц зимой»

Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г., Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003.

Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.

ШорыгинаТ.А. Птицы. Какие они? М., 2005.